Штиль и шторм

По приглашению Владислава Ждана посетил выставку «Штиль и Шторм» в Звенигороде. Выставка посвящена зарождению регулярного русского флота при Алексее Михайловиче Романове (штиль) и его ураганному развитию при Романове Петре Алексеевиче (шторм).

Звенигород094

Народу на открытие собралось немало.

Звенигород092

Но меня, по большому счёту, интересовал лишь Дмитрий Анатольевич Марин. Легендарный моделист, человек энциклопедических знаний, изумительный рассказчик. Давно мечтал с ним познакомиться и вот, случилось наконец. После вступительных речей руководства музея и кураторов выставки слово дали ему.

Звенигород072

Сам Ираклий Андроников не постыдился бы такого выступления. В рассказе о потешной флотилии Плещеева озера к рассказу подключился Виктор Недошивин, который серьёзно и глубоко занимается этой темой.

Звенигород075

Ну и экспозиция, конечно. Подлинные дельные вещи и декор «потешников».

Звенигород001

Я всегда знал, что потешным флот назывался не из-за своей смехотворности, а исключительно из-за того, что юный царь «тешился», но то, что в составе потешного (озёрного!!!)  флота находились корабли сравнимые с «Олифантом» и в чём-то даже превосходившие его — узнал впервые. Вот они, красавчики, справа — потешный «Марс», слева — боевой «Олифант» (таблички перепутаны) в одинаковом (1/200) масштабе из коллекции Виктора Юрьевича Недошивина.

марсолифант

Вот трёхшкивный блок одного такого потешного судёнышка. Размером с две мои головы.

Звенигород002

Знаменитая (уже) байдара Марина, куда же без неё. 😉 О ней был отдельный рассказ, о том, как на берегу океана, снимал размеры ученической линейкой моделист и китобоец Сергей Богословский, как чукотские женщины раскалывают (sic!) по пласти на два ровных полотнища семимиллиметровую шкуру беременной самки моржа, как сквозь просвечивающее дно байдары видны проходящие под ним моржи…

Звенигород006

Голландская яхта. Дмитрий Марин. Морёный дуб.

Звенигород012

Немецкое кресло петровской эпохи.

Звенигород014

Когг. Тоже работы Марина. Изумительные барельефы на корме.

Звенигород022

Поставец голландский (мебель мне тоже интересна :))

Звенигород027

Галиот. Марин.

Звенигород049

Каталонское нао. Угадайте, чьё? 😉

Звенигород067

Преступно мало фотографий моделей Ждана. Просто они у меня есть в достаточном количестве с других мероприятий, вот и расслабился. Прошу прощения. Но «Орёл» прекрасен. Он теперь займёт место в постоянной экспозиции Звенигородского музея.

Звенигород030

Морской устав. Подлинник. Из фондов Библиотеки им. В. И. Ленина.

Звенигород088

Огромное количество древних карт, гравюр из личного собрания Д. А. Марина …

Звенигород089

и коллекции голландской графики Пушкинского музея (представляет экспонаты хранитель коллекции Т. Ю. Маркова).

Звенигород091

Выставка работает полгода. Очень рекомендую выкроить время и посетить. Река Москва рядом, тиха, чиста, прозрачна, доступна для купания, да и вообще звенигородские природы очень душевны. 🙂

Из жизни верстаков

Один из любимейших мной периодов в жизни каждого самодельного станка (а верстак — станок) — период, когда он активно участвует в изготовлении самого себя. 🙂
Николсон095

Установка гребенчатого упора. Уже десятый, наверное, по счёту. Скоро с закрытыми глазами врезать буду, без разметки. )))

Николсон096

Точная подгонка производится стамеской, которую сдал на перевоспитание Олег Серёгин. Олег, очень хорошая девочка, чем она тебе не понравилась? 😉

Николсон097

Теперь детали лотка.

Николсон098

Эх-х-х-х-х! Раззудись плечо!

Николсон099

Приятно, когда из под пилы так точно получается.

Николсон100

Но в жизни всегда есть место рубанку. 🙂

Николсон101

Совсем хорошо. Есть, правда, пара зарезов, рано ещё гордиться.

Николсон102

Отчаявшись найти тунговое масло плюнул и профилактический слой сделал льняным. Убьётся же, захватается. Давно, кстати, с льняным маслом не работал, забыл уже, а ведь прекрасный материал для отделки. Избаловался….

Николсон103

Аглечкой-4. Сборка.

Ну, вот мы и дома. Спасибо такси «Столичный кучер» (это оголтелая реклама, если кто не понял ;)). Поутру, первым делом спиливаю выступающие шипы, застругиваю и покрываю предохранительным слоем масла. Тунгового. Сначала копыта…
Николсон078
…потом тиски. На этом запасы масла иссякают. Причём не только у меня, но и во всех окрестных магазинах. Тьфу на вас!
Николсон083

Раскладываю на полу в нужном порядке ноги, кладу на место фартуки, собираю насухо, на струбцины.

Николсон087

Убедившись, что всё ровно, размечаю, засверливаю и кручу саморезы.

Николсон088

Подстрогав верхушку — царги и фартуки, кладу верстачную доску и ставлю тиски. Красотишша!

Николсон090

Как мне не хватало такой полочки… 😉

Николсон094

Осталось сделать инструментальный лоток. С этим придётся подождать. 🙁 Задуманную конструкцию старшие товарищи забраковали, а взамен насоветовали такого, что надо осмыслить и подготовиться.

Продолжение будет.

Аглечкой-3

Настала пора сборки. Сначала всё собирается насухо, просто посмотреть, потренироваться и выловить незамеченные косяки.

Николсон048

Затем с клеем. Клей — PUR-501, это, по большому счёту, известная всем монтажная пена, только не в баллоне, а в обычной пластиковой банке.

Николсон058

Время экспозиции — 20 минут, вроде много, но хронометраж показывает, что на пределе.

Николсон059

Не расслабишься.

Николсон066

Подстучать…

Николсон072

И начинаем закручивать гайки.

Николсон052

Через час можно разобрать. И запрессовать следующую.

Николсон076

И на этом всё. Работа в мастерской закончена. Остальное — дома. 🙂

Аглечкой-2

Самая красивая часть будущего верстака — ножные тиски. Для начала разметил ясеневую доску.

Николсон034

Удалил всё ненужное…

Николсон038

Затем Сергей Александрович бесовской машинкой откатал потрясающие фаски

Николсон040

А я просверлил отверстие под винт…

Николсон042

… и выдолбил паз под направляющую планку.

Николсон043

За долотом никакой фрезер не угонится.  😉

Николсон046

Продолжение будет.

Аглечкой*

Аглицкая должно быть вещь!
(х/ф «Формула любви»)

В результате блистательной операции, задуманной и произведённой с помощью Доктора, я остался без верстака и с грудой досок на руках (см. предысторию). 🙂

Надежда управиться с помощью раскладного верстака рухнула вместе с этим самым верстаком. Причём сложился он в направлении, явно не предусмотренном производителем. В результате, соседи обогатили свои познания в потенных разделах великого и могучего, да я и сам немало подивился паре новых оборотов. В общем, как обычно в таких случаях, поехал я сдаваться в мастерскую В. Б. Полтавцева. Где меня встретили с полным пониманием и сочувствием.
Николсон001

В качестве материала для ног была предложена ангарская сосна. Которая и была с благодарностью принята. Вообще, этот материал заслуживает отдельной статьи, которая уже готовится к печати. 😉

Николсон005

Верстак изготавливается методом Тома Сойера. 🙂 Основную работу выполняет Сергей Александрович (я станков боюсь), ассистирует Наталья Феликсовна.

Николсон006

Мне тоже работёнка находится.

Николсон009

Сергей Александрович всегда рад сверхурочной работе…

Николсон010

… на благо меня. 🙂 Но я ведь тоже не сачкую!!! 😉

Николсон014

Красотень!

Николсон017

Почему то этап строгания выпал из съёмочного процесса 🙁

Николсон020

Изготовление царг — запиливание шипов.

Николсон023

И засверливание пазов

Николсон027

Николсон031

А это домашнее задание.

Николсон032

Граждане, если у вас есть пылесос, никогда не ленитесь подключать его к циркулярке. 🙂

Николсон033

Продолжение будет.

* Аглечкой — прозвище англичан в Поморском крае Архангельской губернии.

Ленинградские «Рубанки»

Третьего дня, посещая Кубок Университетов, наведался и в главный магазин Рубанков.нет. Даже и не знаю, что было попутным, Кубок или Рубанки. 🙂 Питерские Рубанки, по сравнению с московскими потрясли размахом — и залы, и офисы, и склады… Мастерская, пожиже, конечно, чем в Москве, но московская, справедливости ради, существует дольше и вполне самостоятельна. Но больше всего восхитил Музей! Вот это, соратники, музей, так музей. Это вот совершенно не доходное мероприятие, совершенно чётко и недвусмысленно показывает место хозяина фирмы в бизнесе и его восприятие этого самого бизнеса. Я думаю, что такой музей по профилю своей деятельности должна иметь каждая фирма. Я на это буду теперь обращать особое внимание и делать выводы. 🙂

музейрубанков013

Встречает нас цельнодеревянный токарный станок, только что спижж добытый на очередной свалке истории. Он стоит на таком же верстаке.

музейрубанков003

Верстак, обратите внимание, не простой. Его изготовитель/владелец не ограничился функциональным дизайном, он сумел и в столь утилитарный предмет внести своё видение прекрасного. Причём это прекрасное ещё и функционально. 😉

музейрубанков020
музейрубанков021

Токарник посовременней и посохранней.

музейрубанков004

Раритет — верстак из реставрационных мастерских Эрмитажа! На нём — куча всяких сладеньких ништяков. 😉
музейрубанков006

Коллекция топоров
музейрубанков007

Рубанков и ножовок
музейрубанков008

Рубанков
музейрубанков009

Рубанков
музейрубанков011

И рубанков
музейрубанков012

И прочих колющих-режущих-рубящих
музейрубанков014

И точащих
музейрубанков017

И сверлящих
музейрубанков018

И долбящих

музейрубанков001

В общем, спрятаться в углу, дождаться всеобщего ухода и ходить, светить фонариком, трогать, крутить, жужжать, шуршать и прочее-всякое.

Огромное спасибо Сергею Гололобову, Алексею Дейкину, Фёдору Щербакову и всем-всем-всем за радушный приём и прекрасное времяпровождение. А крымский портвейн, хоть и называется теперь в соответствии с законом винным напитком, но по прежнему прекрасен с плавленными сырками и зелёными яблоками. 🙂 Аминь!